Рождество Христово
Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме. Чудо Рождения Божественного Младенца совершилось в вертепе (пещере) в ночной тиши. Первыми о совершившемся событии узнали от Ангела пастухи, которые пасли скот недалеко от пещеры. Извещенные Ангелом, они поспешили к месту чуда, чтобы поклониться воплотившемуся Богу. Вслед за ними к Божественному Младенцу пришли волхвы - восточные мудрецы, провидевшие о великом событии по появлению на небе необычной звезды, именуемой Вифлеемской. Звезда и привела их к пещере. Праздник Рождества Христова - это торжество примирения человека с Богом, предвозвещение искупительного подвига Сына Божия.
Кубанские казаки имеют свои традиции празднования Рождества Христова. Накануне Рождества, 6 января, варят кутью из риса с сухофруктами, из пшеничных или ячменных зёрен с медом. Зёрна имеют особенный смысл – сосуществование жизни и смерти, переход из одного состояния в другое.
Приготовлением кутьи занимается хозяйка, мать, ей помогает дочь, перенимая необходимые навыки. После того, как кутья готова, её переносят на столик в святом углу. Здесь ещё до восхода солнца стелили немного соломы или сена, в память яслей с сеном, куда был положен Богомладенец Христос. Помимо кутьи в святом углу могут находиться специально выпеченный хлеб – сгибушек Спасителя, соль, пригоршня зерна.
Вечер сочельника на Кубани называется вэчерей. Носить вечерю начинают младшие дети как только в церкви зазвонят колокола. Дети носят вэчерю дедушкам и бабушкам, крёстным родителям, родственникам и соседям.Приносят вечерю и в храм, Богомладенцу Спасителю.
7 января, когда еще видна была на небе «утренняя, рождественская, Вифлеемская звезда» и до колокольного звона ходят рождествовать с Вифлеемской звездой. В рождествовании принимают участие только мальчики, юноши, парни. Как правило, ходят только к близким родственникам. Рождествовальщиков хозяева пускает в хату, те заходят, поздравляют с Рождеством. Потом становятся перед иконой и поют тропарь и кондак Рождества Христова. Рождествовальщиков обязательно благодарят и одаривают подарками и деньгами. Ходят рождествовальщики до середины дня 7 января.
А вечером отовсюду доносятся пение и смех — это ходят колядовщики — в основном девочки и девушки и отдельно мальчики и парни. Колядовщики ходят по домам и, спросив у хозяев разрешения, исполняют специальные песни-колядки. В хату они не заходят, а колядуют у окна хаты.
А вечером отовсюду доносились пение и смех — это ходили колядовщики — в основном девочки и девушки и отдельно мальчики и парни,- ходили по домам и, спросив у хозяев разрешения, исполняли специальные песни-колядки. В хату они не заходили, а колядовали у окна хаты.
Были тексты колядок для разного возраста, мальчуковые (хлопчачи) и дивчачи, а у парней и девушек свои более сложные тексты.
Колядовщиков так же благодарили, в качестве подарков за пение дарили хлеб (поляницы), сало, сладости и, реже, мелкую монету.
Главным при рождествовании и колядовании было само участие в обряде, желание показать своё мастерство пения.
Обычай ношения вечери очень важен. Этим обычаем обновлялись родственные и социальные связи. В этом обычае содержится пожелание роста, благополучия, изобилия, добросердечных отношений. Обходы совершали дети и молодёжь, имеющие прямое отношение к продолжению рода. Центральный символ - обрядовая пища, кутья из зёрен. А зерно – символ продолжения жизни.
А вечером отовсюду доносились пение и смех — это ходили колядовщики — в основном девочки и девушки и отдельно мальчики и парни,- ходили по домам и, спросив у хозяев разрешения, исполняли специальные песни-колядки. В хату они не заходили, а колядовали у окна хаты.
Колядовщиков так же благодарят, в качестве подарков за пение дарят сладости или деньги.
Обычаи ношения вечери, рождествования и колядования очень важны. Этими обычаями обновляются родственные и социальные связи. В этом обычае содержится пожелание роста, благополучия, изобилия, добросердечных отношений. Обходы совершают дети и молодёжь, имеющие прямое отношение к продолжению рода.