Рождество Христово

 

Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии в  городе Вифлееме. Чудо Рождения Божественного Младенца совершилось в вертепе (пещере) в ночной тиши. Первыми о совершившемся событии узнали от Ангела пастухи, которые пасли скот недалеко от пещеры. Извещенные Ангелом, они поспешили к месту чуда, чтобы поклониться воплотившемуся Богу. Вслед за ними к Божественному Младенцу пришли волхвы - восточные мудрецы, провидевшие о великом событии по появлению на небе необычной звезды, именуемой Вифлеемской. Звезда и привела их к пещере. Праздник Рождества Христова - это торжество примирения человека с Богом, предвозвещение искупительного подвига Сына Божия.

Кубанские казаки  имеют свои традиции празднования Рождества Христова. Накануне Рождества,  6 января,  варят  кутью из риса с сухофруктами,  из пшеничных  или ячменных зёрен   с медом.  Зёрна имеют  особенный смысл – сосуществование жизни и смерти, переход из одного состояния в другое.

Приготовлением кутьи занимается хозяйка, мать, ей помогает  дочь, перенимая  необходимые навыки. После того, как кутья  готова,  её переносят  на столик в святом углу. Здесь ещё до восхода солнца стелили  немного соломы или сена, в память яслей с сеном, куда был положен Богомладенец Христос. Помимо кутьи в святом углу могут  находиться специально выпеченный хлеб – сгибушек Спасителя, соль, пригоршня зерна.

 

Вечер  сочельника на Кубани называется вэчерей. Носить вечерю начинают  младшие дети   как только в церкви зазвонят колокола. Дети носят   вэчерю дедушкам и бабушкам,   крёстным родителям, родственникам и соседям.Приносят  вечерю и в храм,  Богомладенцу Спасителю.

7 января, когда еще видна была на небе «утренняя, рождественская, Вифлеемская  звезда»  и до колокольного звона ходят рождествовать с Вифлеемской звездой.  В  рождествовании  принимают  участие только  мальчики, юноши, парни. Как правило,  ходят  только к близким родственникам. Рождествовальщиков  хозяева   пускает    в хату, те заходят, поздравляют с Рождеством. Потом становятся перед   иконой  и  поют тропарь и кондак Рождества Христова. Рождествовальщиков обязательно благодарят  и одаривают  подарками и деньгами. Ходят  рождествовальщики до середины дня 7 января.

А вечером отовсюду доносятся  пение и смех — это ходят  колядовщики — в основном девочки и девушки  и отдельно мальчики и парни. Колядовщики  ходят  по домам и, спросив у хозяев разрешения, исполняют  специальные песни-колядки. В хату они не заходят, а колядуют  у окна хаты.

А вечером отовсюду доносились пение и смех — это ходили колядовщики — в основном девочки и девушки  и отдельно мальчики и парни,- ходили по домам и, спросив у хозяев разрешения, исполняли специальные песни-колядки. В хату они не заходили, а колядовали у окна хаты.

Были тексты  колядок  для разного возраста, мальчуковые (хлопчачи) и дивчачи, а у парней и девушек свои  более сложные тексты.

Колядовщиков так же благодарили, в качестве  подарков  за   пение  дарили хлеб (поляницы), сало, сладости и, реже, мелкую монету.

Главным при рождествовании и колядовании было само участие в обряде, желание показать своё мастерство пения.

Обычай ношения вечери очень важен. Этим обычаем обновлялись родственные и социальные связи. В этом обычае содержится пожелание роста, благополучия, изобилия, добросердечных отношений. Обходы совершали дети и молодёжь, имеющие прямое отношение к продолжению рода.  Центральный символ -  обрядовая пища, кутья из зёрен. А зерно – символ продолжения жизни.

А вечером отовсюду доносились пение и смех — это ходили колядовщики — в основном девочки и девушки  и отдельно мальчики и парни,- ходили по домам и, спросив у хозяев разрешения, исполняли специальные песни-колядки. В хату они не заходили, а колядовали у окна хаты.

Колядовщиков так же благодарят, в качестве  подарков  за   пение  дарят  сладости или  деньги.

Обычаи ношения вечери, рождествования и колядования очень важны. Этими обычаями обновляются  родственные и социальные связи. В этом обычае содержится пожелание роста, благополучия, изобилия, добросердечных отношений. Обходы совершают  дети и молодёжь, имеющие прямое отношение к продолжению рода.