Светлое Христово Воскресенье. Пасха

 

Его тайный ученик Иосиф  Аримафейский  попросил у римского наместника Понтия Пилата разрешения взять тело распятого, чтобы похоронить его в пещере.

Умершего Христа  положили в новой гробнице. Иудеи не верили, что Христос может  воскреснуть и поэтому   вход в неё запечатали печатью и поставили стражу.  Они боялись,что ученики Его могут  выкрасть тело, сказав   окружающим, что мёртвый воскрес. Но на  третий день, в воскресенье, Христос действительно воскрес! В полночь яркий свет воссиял над тем местом,  камень, которым был закрыт вход,  лопнул и воскресший Иисус, окружённый ангелами, вышел из склепа. Стражники, видевшие это, упали и лежали как мёртвые. Рано утром    пришли сюда  жены мироносицы: Мария, Саломия и Мария Магдалина. Они принесли душистое масло миро, чтобы помазать им тело Христа.  В гробнице был Ангел, который сообщил мироносицам, что Христос воскрес. Потом к гробнице прибежали ученики Его, апостолы Иоанн и Пётр. Они были потрясены этим событием,  правда, не все сразу уверовали в то, что Христос воскрес. После Своего Воскресения Спаситель несколько раз являлся своим ученикам.  Он входил в дом сквозь затворенные двери  и даже садился с ними за стол и ел. Он встречался им на пути, являлся на берегу озера, когда они ловили рыбу. В это время Он открывал им смысл Священного Писания,  укреплял их в вере, обещая быть  с ними всегда. Он так и находится  всегда рядом с теми, кто Ему не изменяет.

День Воскресения Иисуса Христа из мёртвых    называется  Пасхой Новозаветной. Этот день  также именуют ПраздникомПраздников и Великим Днём.

 

Праздник Святой Пасхи всегда был наиболее чтимым у казаков. На Кубани  Пасху называли Вылыкдэнь и Паска.

Прежде  в Запорожской Сечи, а  потом  уже и  на Кубани  в Черноморском казачьем войске, он праздновался особо торжественно.

Перед Пасхой казаками  соблюдался самый  длительный  в году  Великий пост, установленный православной церковью.

Сам пост состоит из 40 дней – четыредесяницы,  и к нему примыкает самая строгая неделя в церковном году – Страстная седмица.

Во время поста казаки не только отказывались от пищи животного происхождения,  не игрались свадьбы, запрещалось веселье,  но самым главным было  стремление очиститься через таинство покаяния   грехов.

Приготовление к празднику начиналось со Страстной недели. Хаты чистились и белились, наводился порядок во всём хозяйстве. Готовилась обрядовая пища – крашеные яйца и обрядовый хлеб – паска. Форма  пасок всегда была круглая и высокая. Всё это освящалось  в Великую субботу в церкви после богослужения. Особо украшались хаты, доставали большие праздничные полотенца, вышитые скатерти. В некоторых станицах  бытовали специальные  пасхальные «наблюдники», в которых носили паску (кулич), яйца и другие продукты на освящение в церковь.

В  ночь с субботы на воскресенье    отправлялись на  праздничное пасхальное богослужение.  Пасхальная  служба исполнена величайшей радости и ликования, сопровождается крестным ходом вокруг храма и  возгласами: «Христос воскресе!  Воистину воскресе!», в которых  исповедуется вера  в Воскресение Господа. После богослужения  все  христосовались.  Причем у казаков  христосовались только   казаки с казаками, а казачки  с казачками. По окончании богослужения казаки  возвращались в дома и разговлялись (то есть прекращали пост) за столом.

Принесенные из храма освященные  крашеные  яйца, одно или два,  опускали в воду и этой водой умывались.  В некоторых  станицах умывались только девушки, «чтобы быть красивыми и счастливыми», в других – все члены семьи, «чтобы не болеть». После умывания садились за  празднично накрытый  стол  разговляться. Во главе стола – отец  (хозяин или старший), справа от него мать, далее женатые сыновья и невестки, хлопцы, девушки, дети. Жена сидела слева от мужа.  Первым разговлялся глава семьи (дед, отец), а за ним все остальные, по старшинству. При этом каждый произносил: «Господи, благослови!»  После трапезы ложились на  несколько часов отдохнуть, особенно старшие.

На Пасху вводился запрет на работу, особенно в поле: «На поле неделю не выезжали». В назидание возможным нарушителям этой нормы существовала легенда о происхождении крота.

«Крот – оцэ пахарь був раньше. Кажуть, шо на Вылыкдэнь дядько колысь пахав.  А Господь прыйшов и кажэ, - що ты робыш? Сёдни ж празнык?! А вин (дядько) каже, - самый ывлыкый дэнь, самэ багато спахаю. Ну, Господь  кажэ, - ну, будыш пахать, покы й свытэ сонцэ. И той дядько зделався кротом».

Если позволял достаток, то старались встретить  Пасху в новой одежде. Много времени уделялось гостевым визитам. Все приветствовали друг друга словами: «Христос воскрес!» Им отвечали: «Воистину воскрес!» Это приветствие звучит 40 дней после Пасхи до Вознесения Господня.

Праздничное настроение создавал и колокольный звон, причем звонить мог любой желающий. В течение Пасхи устраивались различные игры, кулачки, устанавливались качели.

Одним из важнейших компонентов Пасхи являлся культ умерших предков, посещение кладбища. На Кубани широкое распространение получили Проводы. Это  всеобщее поминовение усопших проводится на второй недели после Пасхи. По народному поверью  на Пасху Господь отпускает души  всех усопших на то место, где они пребывали  в земной жизни. В течение десяти дней после Пасхи  души гостят дома, а потом их снова провожают. Поэтому обряд этот и называется – Провода, Проводы. В церкви же этот день называется Радоница, радость всеобщего Воскресения празднуют вся Церковь – Небесная и Земная. В это время в домах оставляется угощение для усопших: чашка с мёдом и ложечка, а вся станица собирается на кладбищах. На столиках у могил раскладываются поминальные блюда,  на помин души раздаются полотенца, платочки, а также куличи, яйца, хлеб, пряники, конфеты, печенье.