Вход Господень в Иерусалим

 И вот Иисус Христос со своими учениками совершает торжественный вход в еврейскую столицу -  Иерусалим.  Цари-победители совершали свои парадные шествия на боевых конях. А по благословению Спасителя  Его «ученики пошли и поступили так, как повелел Иисус. Привели ослицу  и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.  Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил:  кто Сей?  Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского [Мф: 21; 6-11].

Ликуют ученики, преисполненные самых радостных ожиданий. Радуются дети. Ликующий народ с ветвями  финиковых пальм в руках приветствуют Христа. Все ждут Его как царя-освободителя. Все радуются. Не радуется только  Богочеловек Иисус Христос. Он знает, что если люди не получат от Него земных благ, Его сочтут предателем национальных интересов и мечтаний о земном благополучии. И через несколько дней толпа этих же людей будет неистово  кричать и требовать Его казни через распятие на Кресте.

Ученики поняли истинный  смысл этого торжественного входа в Иерусалим  только после смерти и Воскресения Иисуса Христа. Господь вышел на решающую битву с силами зла и ада.  Ценой  Своих страшных страданий и смерти Он  освобождает человека от власти смерти, греха и ада, Своим Воскресением  Христос открывает людям путь к бессмертию и Вечной Жизни.

Православная Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим в воскресный день накануне Страстной недели. Страстная неделя называется так потому, что в ней вспоминаются страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа.

 

Праздник Входа Господня в Иерусалим является   двунадесятым. В южных странах христиане идут в этот день в храм с пальмовыми ветвями.  В России, северной стране, пальмы не растут, поэтому возник обычай идти в храм с  вербами, на ветвях которых почки распускаются раньше, чем у других деревьев. Вербные ветви, которые в этот день христиане приносят в храм, освящаются как дар Богу, как встреча весны жизни. Благодаря этим вербам праздник  получил еще одно название – Вербное воскресенье.

Православные христиане на богослужении после чтения Евангелия прикладываются к иконе Входа Господня в Иерусалим. В руках у них  ветви вербы. Верующие духовно участвуют в событии встречи Христа, идущего на добровольные страдания.

Входя в Иерусалим, Господь знал, что Ему предстоят страдания и смерть на Кресте, но Он шел на это сознательно, чтобы разрушить силу ада, воскреснуть и всем нам даровать Воскресение. Этот праздник  исполнен радости о любви Христовой к нам людям, и одновременно включает грусть о человеческой неверности Богу, доходящей до предательства.

К освященным веткам вербы православные люди относятся благоговейно. Обычно их устраивают в святом углу среди икон и хранят до следующего года. Прошлогодние ветки сжигают или отпускают в воду по течению.

 

Обычаи кубанских казаков, связанные с праздником Входа Господня в Иерусалим.

Основным событием Вербной недели было  освящение вербы. Вербу заготовляли в субботу, а освящали после богослужения в воскресенье. В некоторых станицах в субботу вечером вербу раскладывали  вокруг церкви, и она лежала там до освящения.

По возвращении из церкви  домой  вербочкой легко хлестали членов семьи, домашних животных, иногда и прохожих на улице.

Обязательно   хлестали  вербочками малых детей, чтобы росли послушными и здоровыми. При похлёстывании  произносили  следующие слова:

«Вербохлёст, бей до слёз. / Не умирай, красное яичко дожидай!» Этот текст характерен для бывших линейных станиц: Тбилисская, Некрасовская.

«Верба бье, ны я бью. / За тыждынь-Вылыкдэнь, / Ны умырай, / Краснэ яичко дожидай!» Этот текст  характерен для «черноморских» станиц: Васюринская, Уманская.

Поэтому на Кубани встречается народное название праздника – Вербохлёст.

Освященную вербу вносили в дом, её держали в святом углу за иконой. Вербную веточку могли воткнуть под крышу дома  (от пожара) и  под крышу сарая, где находилась корова (для защиты животного). Её также втыкали в четырех углах огорода. Часто вербочку  сажали в огороде или за ним. В некоторых станицах именно освящённой вербочкой выгоняли первый раз в стадо коров. Верба хранилась целый год, потом после освящения новой, её переносили в плетень или на чердак, а чаще всего сжигали или закапывали. Во всех станицах считали, что в этот день ничего нельзя сажать, иначе «вырастет как верба», «будет тянуться вверх», «пойдет в стрелку».